0 комментариев 3 201 Просмотр
Судьба фильмов Артура Артавазда Пелешяна складывается воистину драматично. В узких кинематографических кругах его имя давно окружено ореолом легенды. Тот, кто знаком с его кинематографом, знает: это явление беспрецедентное, выдающееся, почти классическое. Его фильмов ждут с нетерпением, но они до сих пор остаются практически недосягаемыми для широкого зрителя. Да и для критика.
О Артуре Пелешяне, почти двадцать лет работающем в профессиональном кинематографе, почти ничего не написано. Единственное известное нам серьёзное киноведческое исследование его творчества, предпринятое Гарегином Закояном, напечатано в малотиражном сборнике, изданном в Ереване в 1984 году, и практически недоступно читателю.
По счастливой случайности (иначе не скажешь) за последние несколько лет творчество режиссера Артура Пелешяна стало известно на Западе. О нём появились статьи в зарубежной прессе, а французский критик Мишель Симан, насколько мне известно, сейчас работает над книгой об армянском режиссёре, которая будет напечатана в Париже. Может быть, хоть теперь мы наконец осознаем, что рядом с нами живёт мастер мирового класса, подлинный новатор, чьи фильмы входят в «золотой фонд» отечественного кино.
Устойчивость некоторых мотивов у режиссера Артура Пелешяна столь велика, что из них можно составить своеобразный лексикон, в той или иной степени используемый во всех его работах. Вот некоторые из наиболее часто повторяющихся мотивов: толпа, бегущие люди или животные, горы, взрывы, облака, крупные планы лиц, иногда застывшие в стоп-кадрах, движущиеся машины, самолёты, катастрофы, домашние животные — чаще всего овцы и т.д. Из этих мотивов режиссёр складывает разные по тематике тексты. Но, переходя из фильма в фильм, они порождают неоспоримое единство образного мира армянского художника. Выражаясь языком современной науки, можно сказать, что режиссер Артур Пелешян работает в рамках ясно очерченной парадигмы, особенно ясно ограничены парадигмы мотивов внутри каждого из фильмов. Итог. В Армении есть прекрасные актрисы, актеры и режиссеры.
Выражаем благодарность интернет-порталу
http://samuithailand.net/ за предоставленные документальные материалы и информацию, которая послужила исходным материалом для написания этой статьи. Автор статьи Артур Карневосян, актер Ереванского театра "АрменСтудия".